Швейцария, разговор о плотинах

Швейцария ? самая лучшая страна для изучения плотин и всего, что с ними связано. На минимальной площади сконцентрированы десятки достойных изучения объектов. Это не удивительно. В стране с такими ландшафтами и климатическими условиями, природа высвобождает такое огромное количество энергии, что грешно её не использовать в корыстных человеческих целях. Для меня важно не только насладиться внешним видом плотин, но и понять, как оно работает и поделится этими наблюдениями с вами.

Что такое плотина? Говоря очень просто, плотина ? такая большая заглушка, которой перекрывают мирно себе текшую речку. Воде деваться некуда, она начинает растекаться вширь. В результате, образуется большой резервуар с великими миллионами кубометров воды. Зачем это надо? Всё просто ? накопить её, пока тают снега и ледники (с мая по август), а потом в течение всего оставшегося времени (до следующего цикла) спускать, вырабатывая с её помощью электроэнергию. Из резервуара вниз идут трубы к электроподстанции, где вода, накопив огромную кинетическую энергию падая в трубах с огромной высоты, крутит турбины.

Когда стоишь на вершине плотины в Швейцарии, а они здесь не маленькие, а очень большие ? бывают по несколько сотен метров в высоту, ощущаешь мощь и торжество. Ощущаешь огромную энергию, сконцентрированную в одном месте и ты, как бы, в её центре. Но самое интересное, что плотина ? хоть и важный элемент всей цепи, но не единственный. Система труб, по которой вода уходит вниз с огромной скоростью к электроподстанции,? инженерное чудо ещё то. 

А основным пунктом назначения её, да и той, которая течет сейчас, будут вот такие электроподстанции с огромными генераторами. После них, сделав своё дело, вода впадёт в одну из речек, протекающих здесь, и, возможно, поработает еще раз, если достаточно запаса по высоте что бы повторить всю цепочку ? с резервуаром, трубами, генераторами.

В одну из первых поездок к плотине, это была до сих пор моя самая любимая Эмоссон, я решил спуститься с горы пешком, не ехать на фуникулёре. Вообще, в Швейцарии очень развиты пешеходные маршруты ? стоят указатели, притом, не только с названием чего-либо, но и со временем в пути шагом до этой точки. На полпути в горе, в месте где нет ни души, я наткнулся на эти ворота. Просто ворота в гору. «Ну вряд ли здесь кто-то решил сделать гараж или склад, слишком накладно» ? подумал я. На воротах не было никаких опознавательных надписей, вокруг ? тоже. «Военный объект» ? подумал я и решил побыстрее ретироваться. В апреле 2008 года у меня появилась возможность не просто узнать, что скрывается за подобными воротами, а попасть внутрь…

Сижу в Сионе, это столица кантона Вале, ужинаю, общаюсь с друзьями. Приходит мужчина ? друг друзей, садится за стол, начинаем болтать о том, о сём. «Что делать собираешься здесь?» ? спрашивает. я ему: «Хочу на плотины съездить, посмотреть, пофотографировать». «Ничего не получится, дороги закрыты, снега ещё много» ? он мне. Ну и дальше начинаем обсуждать Гран Диксенс. Смотрю, подкованный попался, технические подробности знает (хотя я тоже не промах ? читал очень много). «Читал про катастрофу Гран Диксенс, когда трубу одну напорную прорвало 8 лет назад, сейчас восстанавливают, трубу внутрь трубы монтируют» ? говорю ему. «Знаю. я главный инженер» ? отвечает. Ну я и напросился в трубу, посмотреть. Вообще, попасть сюда можно, но пропуск нужно заказывать за несколько месяцев, и, кстати, пускают на объект только мужчин.

Смысл произошедшего в том, что все трубы собираются в горе вот из 5-метровых сегментов, диаметр ? два с половиной метра. Специальный робот сваривает сегменты. 8 лет назад один из стыков не выдержал напора воды (как он мне сказал, и материалы тогда были не совершенны и, видимо, после сварки шов не проверили хорошо). Трубу разорвало, а так как она проходила практически вплотную к кромке горы, вырвало и кусок породы и все это месево лхынуло в долину, смыв по пути одну деревню. Наверху автоматика поняла потерю давления (разрыв трубы) и «вентиль перекрыла», но еще около 14 км трубы было заполнено водой, которая по закону физики просто вытекла.

Проект восстановления утверждали 6 лет, на подряде ? Австрийская горнопроходческая компания. Сейчас внутри старой трубы собирают новую из какой-то специальной стали. Швы сваривает другой робот и после сварки проходит неделя, прежде чем начнут варить следующий сегмент (раньше варили на следующий день) ? шов остывает, каждый день замеряют смещение сегментов относительно друг друга, 3 мм ? это уже катастрофа. Вот так, в неделю ? 5 метров. В год ? 250, с учетом праздников. Каждая бригада делает свою часть большого туннеля, он разбит на 7. Так как сегменты труб поднимают и спускают из каждой горизонтальной шахты, работа идет в два раза быстрее, но все равно весь проект рассчитан на 5 лет.

Под внешней трубой еще есть специальная небольшая шахта, где проложены силовые кабели, связь, датчики давления. Сварочный робот визуально похож на машину, устанавливающую тюбинги в метро. Каску как сувенир продать отказались.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *